Ликбез по инвестированию — как заработать, сохранить и правильно инвестировать.
Покупая б/у товар часто сложно определить насколько качественная вещь.
Внешний вид может быть идеальным, но что находится внутри? Какой реальный срок эксплуатации, сколько еще времени проработает?
Эта неопределенность привела к возникновению экономической теории Джорджа Акерлофа.
Рынок лимонов Джорджа Акерлофа — ситуация на рынке, когда покупатель и продавец обладают разной информацией о свойствах товара, сроке эксплуатации, дефектах.
Свою теорию нобелевский лауреат разрабатывал на основе рынка поддержанных американских автомобилей.
Слово «lemon» в отношении вещи означает покупку товара, от которого потом «кислые» эмоции — приобрел некачественный товар, барахло, бракованную вещь.
Хороший пример подобной продажи показан в фильме Брат 2.
Суть размышлений Дж. Акерлофа сводится к тому, что рынок лимонов формируется в результате частичного информирования продавцом покупателя о возможных проблемах, рынок вытесняет машины в отличном состоянии, оставляя только автомобили среднего и плохого качества.
Опытный покупатель хочет купить машину хорошего качества, понимая, что владелец знает больше и не расскажет всю информацию (информационная асимметрия), старается снизить цену с учетом будущего ремонта.
Продавец качественного товара не может продать, поскольку не выгодно отдавать дешево, требует справедливую цену.
Результатом является повышение спроса на усредненное качество с завышенной ценой. Подключаются различные перекупы-переделы конкретного хлама с мутными схемами.
Больше всего страдают люди, которые наивно поверили на слово недобросовестному продавцу. Внешний вид обманчив. Теряют и деньги, и машину.
Предлагаю посмотреть видео с неудобными вопросами от автоэксперта.
В теории качество товаров на рынке должно постоянно падать. Отчасти можно согласиться, с каждым годом качество даже новых машин снижается.
На практике рынок постепенно развивается, поскольку нет
у потенциального покупателя есть доступ к различным сервисам, проверить машину можно не выходя из дома.
Как минимум можно позвать друга, который «шарит», спросить сервисные документы, посмотреть ролики на ю туб. Современные машины оборудованы бортовым компьютером, что также поможет подтвердить или опровергнуть информацию.
Продавец с репутацией может предложить определенную гарантию, но также бывают свои тонкости.
Дж. Акерлоф видит выход только в регулировании рынка лимонов государственным аппаратом.
Краткий итог
Данная теория работает в экономическом равновесии, строго на определенном отрезке времени, когда на нее не влияют другие факторы и нельзя отнести ко всем товарам.
Прогресс, маркетинговые манипуляции продвигают более современные инструменты, люди накапливают опыт и менее качественные модели отходят на второй план.
Однако, есть два важных момента в этой теории — финансовая составляющая и возможность выбора. Чем беднее народ, тем выше спрос на менее качественный товар.